Строительная лаборатория

+7 (989) 199-16-30
г. Сочи, пер. Промышленный, дом 4

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОВОСТИ

НОВОСТИ

17.05.2015

Когда грядёт время профессионалов? Российские проектировщики готовы сами учить молодую смену

На федеральном сайте популярного еженедельника «Аргументы недели» опубликована статья на одну из самых актуальных тем российского строительного саморегулирования. Предлагаем нашим читателям познакомиться с этой публикацией.

Техногенные катастрофы и аварии, о которых мы слышим в новостях почти ежедневно, имеют вполне объяснимые причины. Одна из них – низкая профессиональная подготовка современных специалистов и неудовлетворительный уровень проектной документации. За решение этого вопроса готово взяться Национальное объединение проектировщиков и изыскателей.

Горбачёвская перестройка и безвременье 90-х пронеслись по стране словно татаро-монгольская иго. За считанные годы было не только уничтожено то, что строилось десятилетиями, но и на корню пресечена возможность возродить целые отрасли. Среди людей, труд которых в одночасье оказался никому не нужен, оказались и инженеры-строители. Те, кому довелось поступать в пору 90-х в российские технические вузы, наверняка помнят, что одними из самых безнадёжных тогда считались инженерно-строительные факультеты. Тех, кто всё-таки выбирал эту профессию, пугали пятью-шестью годами тяжелейшего обучения с кипами чертежей и практически нулевой перспективой дальнейшего трудоустройства.

Страна ничего не строила. Целые проектные институты оставались без заказов и куска хлеба. Инженеры и конструкторы, высокие профессионалы своего дела были вынуждены увольняться и торговать бельём на базаре, чтобы прокормить свои семьи. Кто оставались, были готовы выть волком от безнадёжности. Множество проектных организаций стали банкротами, множество были ликвидированы за ненадобностью новыми хозяевами, которые выгоняли людей на улицу и забирали недвижимость под торговые центры и автосалоны.

То время прошло. С огромными потерями, но удалось остановить развал страны, понемногу начала оживать экономика. У государства возникли запросы на строительство колоссальных инфраструктурных объектов, у общества – на обновление обветшавшего жилищного фонда. Вот тут-то и оказалось, что воплощать эти планы в жизнь некому. Есть деньги, есть заказы, а людей уже не найти. Скороспелые менеджеры, маркетологи, пиарщики и мерчендайзеры способны разве что построить деревянный туалет на даче, да и то сомнительно, что век этого сооружения будет долог.

Непосредственно в строительной отрасли удалось на первом этапе решить проблему за счёт привлечения рабочей силы из ближнего зарубежья и закупок техники из зарубежья чуть более дальнего. С квалифицированным проектировщиками и изыскателями оказалось гораздо сложнее. Требовались специалисты, знающие именно российские ГОСТы и СНиПы, особенности отечественной климатологии и грунтов, нюансы российского сметного дела и ценообразования и многое, многое другое. Такие кадры невозможно привезти готовые из-за границы, даже за очень большие деньги. Их можно только вырастить.

Однако как-то строить было нужно, поэтому рынок проектных работ быстро стали захватывать коммерческие хищники. Проекты быстрее всего сдавали не те архитекторы, которые хорошо знали сопромат, а те, кто были в курсе кому и куда можно «занести», чтобы получить заветное согласование. Беда в том, что строить «как-то» невозможно. Череда трагических аварий свидетельствует о проблемах не только в строительной отрасли, но и о резко понизившемся уровне разработки проектной документации. За примерами далеко ходить не нужно – в середине апреля этого года в Волгограде обвалилась гостиница, которую строили к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Если такие эксцессы случаются на важнейших государственных стройках, со стабильным финансированием и жёстким надзором, то что говорить о вновь возводимых жилых кварталах?

Обучение строителей – дело рук самих строителей

Понимая, что ждать одномоментного возрождения системы профессионального образования не приходится, строительное сообщество попробовало взять дело в свои руки. Здесь определённые надежды были связаны с системой строительного саморегулирования. Официально саморегулирование в стране появилось в 2007 году в связи с принятием Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». А с 1 января 2010 годастроители, проектировщики и изыскатели, которые намеревались работать на серьёзных объектах, были обязаныстановиться членами некоммерческих партнёрств и получать допуски к определённым видам работ.

Саморегулируемые организации аккумулировали солидные денежные средства в виде компенсационных фондов и ежегодных взносов от своих членов. В свою очередь они сами отчисляли деньги национальным объединениям, координировавшим работу всей системы. Так почему бы эти немалые средства не использовать для решения злободневной проблемы? С инициативами такого рода выступало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), которое заговорило о системе профессиональной подготовки строителей.

В рамках Нацобъединения были запущены несколько интересных направлений. Одним из них стала, например, Единая система аттестации (ЕСА) специалистов и руководителей строительного комплекса. Она представляет собой разработанную базу вопросов и ответов по профильной специальности. Пройти тестирование можно в аттестационных центрах НОСТРОЙ, а соответствующий сертификат, по замыслу авторов, должен был стать подлинным свидетельством профессионализма. Одновременно начали проводить обучение по образовательным программам НОСТРОЙ.

К сожалению, потенциально хорошая идея была реализована не без недостатков. Слабым звеном оказались аттестационные и образовательные центры, сотрудничавшие с Национальным объединением. Со временем о многих из них стали выясняться досадные подробности – нередко они занимались не столько учебным процессом, сколько беззастенчивой торговлей корочками. Интернет запестрел объявлениями о продаже пресловутых аттестатов НОСТРОЙ оптом и в розницу, а строительные компании получали удивительные предложения. Организаторы курсов обещали «дистанционно» обучать рабочих по таким специальностям, как машинист крана, экскаваторщик, электрогазосварщик, бурильщик, вышкомонтажник, оператор котельной! Во многом виноваты оказались излишне либеральные требования НОСТРОЙ к своим партнёрам на местах, проводящим аттестацию и обучение. У многих из них зачастую даже не требовали лицензию на осуществление образовательной деятельности!

Как бы там ни было, сейчас строительное объединение свои ошибки учло и начинает строить систему дополнительного профессионального образования заново, в форме Академии НОСТРОЙ при Нацобъединении. Очевидно, что строительное сообщество озабочено тем, как бы обеспечить стройки рабочими и руководителями высокого уровня. Проектировщикам и инженерам-изыскателям вновь приходится подумать о себе самим.

Импортозамещение без специалистов – пустой звук

Недавно начавшее свою деятельность Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) одним из основных направлений своей работы как раз и считает создание достойной системы профессионального образования.

«На прошедшем 10 апреля втором Всероссийском съезде Национального объединения изыскателей и проектировщиков были рассмотрены и приняты приоритетные направления деятельности, – рассказал президент НОПРИЗ Михаил Посохин. – Особая роль в работе нашего объединения отводится развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в архитектурно-проектном комплексе включая все виды изыскательских и проектных работ. Должна быть решена задача гарантированного обеспечения уровня квалификации работников, выполняющих заявляемые для допуска работы. Необходимо поставить барьер к появлению большого количества аффилированных с саморегулируемыми организациями псевдообразовательных организаций. Эффективный путь для этого – создание полноценной системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и образовательных организаций, обеспечив при этом контроль качества предоставляемых услуг дополнительного профессионального образования».

Среди приоритетных направлениях НОПРИЗ называют создание независимой системы подтверждения профессиональной квалификации руководителей и специалистов в области проектирования и инженерных изысканий как элемента института саморегулирования с участием профессиональной общественности; разработка стандартов профессиональной деятельности проектировщиков и изыскателей в сфере градостроительной деятельности, содействие принятию указанных профессиональных стандартов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; совершенствование системы целевой профессиональной подготовки, переподготовки и непрерывного повышения квалификации кадров для проектной и изыскательской деятельности в градостроительстве; участие в создании системы аккредитации программ дополнительного профессионального образования проектировщиков и изыскателей; совершенствование деятельности молодых специалистов в проектных и изыскательских организациях с учётом перехода на двухступенчатую систему образования (бакалавры и магистры), создание системы присвоения профессиональной квалификации; взаимодействие с ведущими профильными учебными заведениями.

И для осуществления этих задач НОПРИЗ готов выходить на самый высокий уровень. Не далее как 17 апреля в здании Государственной думы РФ прошло совещание Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему «Законодательные инициативы по формированию системы дополнительного профессионального образования по всем видам градостроительной деятельности». Участие в нём приняли глава НОПРИЗ Михаил Посохин, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум, управляющий делами Президента Российской Федерации Александр Колпаков,представители научного и профессионального сообщества.

Участники согласились с тем, что система профессионального образования – это тема стратегического значения для развития отрасли. Чтобы ответить на экономические вызовы текущей геополитической ситуации, такие как импортозамещение, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, инновационное развитие национальной экономики, надо, прежде всего, понять, с кем будет выполнен этот качественный скачок в будущее и что необходимо предпринять в настоящем периоде.

Пока ещё от намеченной цели до её реализации очень далеко. Но не может не радовать уже то, что в профессиональном сообществе есть чёткое понимание необходимости инвестиций в своё будущее, подготовки молодых специалистов и «поддержания в форме» тех, кто работает сегодня. Тем более, что для решения этой проблемы уже сделаны первые шаги.




Ваше имя


Ваш телефон


Ваш вопрос